1. Аполлоновский тип, воспевающий естественные земные радости. Этот тип культуры, характерный для Древней Греции, отличается «психической легкостью», умением радоваться сексу, отсутствием комплексов, стремлением к гармонии мира природы и общества, духа и тела. Элементы такой культуры мы видим в движении натуристов, в деятельности сект адамитов, тоскующих по утраченному земному раю, «саду наслаждений». Современная сексуальная жизнь аборигенов некоторых островов Океании, начинающаяся в детском возрасте, предшествующем половому созреванию, также относится к этому типу, жизнерадостна и гармонична. Им не известны типично «западные» понятия «сексуальных извращений», духовных страданий по поводу ревности, измен, безответных чувств и т.п., потому что к своей сексуальности они относятся весьма легко, радостно, без культуральных комплексов, присущих представителям западного мира.
2. Либеральные культуры – те культуры, которые выработали систему норм и обычаев, в которых отражается терпимое отношение к сексу вообще, к разнообразию сексуальных связей, к проявлениям детской сексуальности.
3. «Культуры бедности» – это, в основном, культуры пролетарской среды и среды сельскохозяйственных рабочих, фермеров в крупных развитых и развивающихся странах, в которых сильно выражено патриархальное начало. Это, во многом, малообразованная, пуританская и ханжеская среда с культом мужского главенствования, с так называемым «двойным стандартом». Главной целью сексуальных контактов в такой среде считается получение наслаждения мужчиной. Обычным делом является сексуальное насилие, в том числе и гомосексуальное. Что касается женщины, то к ее желаниям относятся либо терпимо, либо они оцениваются негативно. К женщинам вообще относятся недоверчиво, всех их наделяют такой чертой, как похотливость и стремление изменять мужьям.
Заниматься сексуальным воспитанием детей в школе считается ненужным занятием, в семейной среде оно также рассматривается как неуместное. Матери никогда не говорят с дочками на сексуальные темы, даже о менструации и беременности. Все проявления любопытства или внимания к сексу у детей подавляются, а проявления сексуальности, такие как мастурбация, караются. Однако в таких семьях приняты за норму скабрезные шутки и пошлые анекдоты, смакование непристойностей. Половое образование происходит благодаря уличному воспитанию, дети рано начинают половую жизнь.
4. Культуры любовников – культуры с обычаями, разрешающими внебрачные связи и основанные на двойной морали патриархальных культур, где лишь мужчина мог иметь внебрачные контакты, тогда как женщине это запрещалось. Такая сексуальная норма в некоторых европейских странах даже закреплялась законодательно.
5. Оргиастические культуры принимают все формы сексуальной активности, в том числе гомосексуализм, любые сексуальные отклонения, смену партнеров, групповой секс, при этом секс трактуется как игра и источник удовольствий. Ритуальная оргиастичность была характерна для древних и античных культур, для некоторых коммунистических сект христианского толка в первые века христианства, в сатанизме были известны «мессы», происходившие в окружении нагих женщин, кончавшиеся всеобщей оргией участников. Нередко на фоне оргий совершались преступления.
Оргиастические сексуальные культуры встречались при дворах монархов, в движении либертинов в революционной Франции XVIII века, в аристократической и богемной средах, в молодежных коммунах революционной России, в коммунах хиппи. Они существуют и в некоторых современных малых обществах, в городских субкультурах развитых стран, в клубной среде геев, тантристов, садомазохистов, свингеров, в ряде сект, культивирующих групповой секс, сексуальную магию.
6. Мистические культуры практиковали и практикуют сексуальное поведение, рекомендуемое различными религиозно-философскими школами. Классическими примерами приверженцев таких культур могут быть общества, исповедующие даосизм и тантризм. Крайним примером такой культуры является секта скопцов, оскоплявших себя и своих детей в ожидании сошествия на землю девы Марии.
7. Репрессивные культуры встречаются редко, в них принято подавление любых проявлений сексуальности даже упоминаний о ее проявлениях. В таких культурах родители никогда не говорят с детьми о проявлениях пола, девочки не готовы к появлению менархе, а мальчики – к появлению ойгархе. Сексуальные контакты до свадьбы запрещены, за этим строго следят. Задача семьи сводится к экономическим и прокреативным функциям, любовь рассматривается как нечто второстепенное. Брак обычно заключается по решению родителей в достаточно зрелом возрасте. Сексуальные отношения супругов происходят в одежде, при этом применяется лишь так называемая миссионерская позиция, считается, что оргазм для женщины неприличен. Девочки и мальчики, мужчины и женщины обычно отделены и отдалены друг от друга бытовыми традициями. Репрессивные культуры оказывают негативное влияние на развитие личности, на способность любить и быть любимой (любимым), партнерство, сексуальную удовлетворенность.
8. Пуританская культура, изначально религиозная, выступает против всех удовольствий, в том числе и сексуальных. Пуританская культура является крайним выражением асексуальных установок христианства. Пуританская революция была совершена под руководством Кромвеля в Англии в XVII веке. Пиком пуританства считается «викторианство» – антисексуальное влияние, связанное с длительным периодом правления английской королевы Виктории в XIX веке.
В период викторианства получил распространение идеал асексуальной и невинной женщины. От сексуальной темы стали уклоняться в разговорах, воспитании, литературе. Стали прикрывать не только женское тело, но даже ножки у фортепиано. Врач обследовал больных через одежду. Постепенно пуританская культура приобретала черты ханжества. Цензура кастрировала произведения классиков, даже из медицинских журналов и книг изымалось все, что могло задевать «нравственность». Мастурбация стала трактоваться как вредный для здоровья грех, вызывающий психические отклонения, импотенцию, слепоту, оволосение ладоней и пр. Применялись жестокие методы по ее пресечению, например, врачи рекомендовали выжигать клитор, прижигать мочеиспускательный канал и даже кастрировать детей, проявляющих сексуальную активность. Супругам рекомендовали вступать в половой контакт один раз в месяц, при этом женщин предостерегали от переживания сексуальных удовольствий. Да, к тому же, это стало верхом неприличия. Именно тогда и родился секс-туризм. Достаточно было лишь переплыть узкий Ламанш, из Англии во Францию, где вдоль побережья гостей всегда ждал хорошо организованный досуг.
Викторианское влияние в XIX в. проникло из Англии в Европу, где охватило широкие круги населения, в основном мещанство. Вслед за усилением пуританских установок шло уголовное законодательство. Во многих странах супружеская измена стала караться тюремным заключением, при этом женщины получали большие сроки, чем мужчины.
Не последнюю роль в современном пуританстве играет ортодоксальное христианство. Феминизм, изначально противопоставивший себя пуританской морали, в настоящее время превратился в оплот воинствующего пуританства. Пуританская культура тиражирует многочисленные стереотипы и ошибочные представления с подавлением и вытеснением естественных сексуальных потребностей. Взгляды пуританских врачей прошлого дают о себе знать и сегодня. Многие сексуальные неврозы, извращения сексуальных чувств, асоциальность вытекают из ложных представлений о сексуальности и ее проявлениях.
Однако в пуританских странах всегда существовали различные формы оппозиции. Так, в XIX веке нажиму пуритан были противопоставлены утилитаризм, затем натуризм. В XX веке, сначала в революционной России и в Европе, а затем во всем западном мире эта ситуация привела к пожару сексуальных революций, радикальные молодежные движения казалось окончательно подорвали, но оказалось, что только поколебали все еще сильные устои пуританства. Общество охватила волна сексуальной анархии и сексуальной свободы. Но в последние годы установилось относительное равновесие в этой области. Даже, напротив – в последние четверть века пуритане вновь перешли в наступление, постепенно отвоевывая сданные было позиции. В первую очередь, как и в XVIII – XIX веках, это вновь коснулось детской сексуальности.»
Основы функциональной сексологии